
Веб-аналитика для начинающих
Одной из особенностей интернета является тот факт, что в нем можно измерить практически все. Это главное преимущество интернета относительно оффлайна.
Простой пример – в любом стационарном магазине соблюдаются определенные правила выкладки продукции. Но как измерить эффективность этих правил?
Единственный вариант – сравнить экономические показатели по итогам разных периодов. В веб-аналитике интернет-магазинов необходимые показатели можно получить на порядок быстрее. При этом они будут намного точнее. Это обусловлено тем, что данные показатели будут содержать информацию о поведении каждого пользователя.
Назначение веб-аналитики
Главной задачей веб-аналитики является определение и измерение данных, помогающих развивать и продвигать интернет-ресурс. При этом очень важно правильно интерпретировать полученные данные. Что касается наиболее важных метрик, то к ним стоит отнести:
- определение наиболее эффективных источников трафика;
- анализ поведенческих факторов;
- оценку эффективности кампаний по продвижению сайта.
Получение максимально точных сведений предоставляет возможность гораздо быстрее находить наиболее слабые места на сайте. К таковым стоит отнести проблемы с контентом, ошибки в юзабилити, использование неправильных ключевых запросов, неудачные рекламные кампании и т.д.
В настоящее время веб-аналитика позволяет получить самые разные сведения, анализ которых дает возможность существенно оптимизировать затраты на содержание сайта. Этот момент наиболее важен для коммерческих интернет-проектов. Но и информационным веб-порталам очень важно использовать веб-аналитику для упрощения процесса поискового продвижения и поиска слабых мест.
Показатели веб-аналитики
Веб-аналитика предусматривает измерение следующих показателей:
- источников трафика;
- эффективности кампаний по продвижению;
- поведенческих факторов;
- конверсии;
- сведений о посетителях веб-ресурса.
Но все перечисленные показатели – это просто цифры. Сами по себе они не могут решить ни одной проблемы. Показатели веб-аналитики необходимы для указания слабых мест. Например, плохие поведенческие факторы свидетельствуют о неудобной навигации, некачественном контенте или нецелевом трафике.

В указанном пример показатель отказов в 80% существенно отличается от других результатов. Но для того чтобы определить причину возникновения такого показателя, необходимо сравнить источник трафика и страницу входа.
Инструменты анализа
Для анализа данных веб-аналитики используются такие инструменты:
- Яндекс Метрика. Этот инструмент дает возможность не только измерить различные показатели, но и создать отчеты под нужды веб-мастера.
- Google Analytics. Данный инструмент оснащен множеством метрик, благодаря которым веб-мастер может получить максимум информации об аудитории сайта, а также о ее поведении и источниках трафика. Стоит заметить, что в большинстве случаев GA используется совместно с Яндекс Метрикой.
- Liveinternet. Этот инструмент менее популярен, чем Яндекс Метрика и Google Analytics, но он также имеет ряд полезных счетчиков.
В завершение стоит сказать, что на самом деле инструментов веб-аналитики намного больше. Но большинство из этих инструментов предназначены для решения определенных задач. Поэтому у них нет таких возможностей, как у указанных выше систем.
В качестве примера можно привести сервис Chartbeat. Он собирает статистику даже по некоторым соцсетям. Но данный сервис не позволяет решить большинство стандартных аналитических задач веб-мастера.