
Веб-разработчики зачастую пренебрежительно относятся к оформлению футера сайта (в переводе с английского языка футер означает «подвал»). И такое пренебрежение вызывает удивление, учитывая, что footer считается одним из важнейших компонентов любого сайта. Обычно он содержит информацию о компании и различные полезные функции, которые облегчают навигацию по сайту. Футер также может использоваться в коммерческих целях.
Визуальное завершение блока контента.
Ни один интернет-пользователь не будет просматривать до бесконечно даже самый интересный сайт. Поэтому для того, чтобы визуально ограничить блок контента, веб-разработчики и используют футер.

Размещение контактной информации.
Любая коммерческая организация должна предусматривать необходимость обратной связи с клиентами. Футер является идеальным вариантом для размещения контактной информации: физического адреса, электронной почты, телефона и т.д.

Полезная информация.
Иногда объем полезной информации не помещается в рамках основного блока веб-страницы. Для того чтобы дать пользователям весь объем полезного контента и используется «подвал». Именно здесь можно разместить ссылки на сайты партнеров и другие полезные ресурсы. Также именно в футере размещается юридическая информация, касающаяся условий и правил обслуживания, отказа от ответственности и т.д.

Размещение элементов навигации.
Если на странице размещен «лонгрид», после изучения контента пользователь оказывается очень далеко от ее начала. Для того чтобы пользователь не закрыл страницу и не покинул сайт, его необходимо перенаправить на другие разделы ресурса. Это можно сделать путем размещения элементов навигации в футере.

Привлечение внимания.
Иногда качество контента, размещенного на странице, оставляет желать лучшего. Для того чтобы привлечь внимание пользователей, необходимо ярко и креативно оформить «подвал» такой страницы.
«Развлекательный» футер наверняка привлечет большее количество пользователей.

Варианты дизайна футера
Изучая современные тенденции в веб-дизайне, можно выделить несколько наиболее интересных вариантов оформления футера:
- Лаконичность
- Карта сайта
- Форма обратной связи

Одним из главных трендов современного веб-дизайна является простота и лаконичность. Дизайнеры и разработчики, наконец-то, поняли, что «заполненность» футера – это не показатель его информативности. Поэтому «подвал» большинства современных сайтов отличается минимализмом. В таком футере обычно размещается не больше трех элементов. Наиболее популярная комбинация – логотип компании, информация о защите авторских прав и кнопки соцсетей.

Главной альтернативой минимализму является карта сайта. В отличие от минималистического решения, футер с картой сайта имеет значительно больший размер. Такой вариант оформления «подвала» позволяет задержать пользователя на сайте как можно дольше. К тому же большой «подвал» способствует индексированию большего количества страниц сайта в поисковых системах. Благодаря этому, позиции сайта в поисковой выдаче должны улучшиться.

Для размещения контактной формы обычно используется 3 основные позиции:
- по центру;
- снизу справа;
- сверху справа.
При добавлении ссылки стоит учитывать, что она должна перенаправлять пользователя на страницу с контактной формой, а не демонстрировать ее во всплывающем окне. Это жутко неудобно и наверняка не понравится пользователю. Опытные разработчики также не рекомендуют публиковать в футере адрес электронной почты. Такая рекомендация обусловлена тем, что почтовые адреса из «подвала» автоматически попадают в базы спамеров.
Альтернативным вариантом может быть форма для подписки на рассылку новостей. Данной функцией обычно пользуются интернет-магазины. В этом случае опытные разработчики рекомендуют указывать пример контента и частоту рассылки. Для привлечения внимания также можно указать количество активных подписчиков.
Стоит сказать, что некоторые разработчики, желая выделиться на фоне конкурентов, предпочитают отказаться от футера. Такой подход может быть актуален в процессе разработки главной страницы сайта или лендинга.
Как сделать футер максимально эффективным
Во избежание каких-либо препятствий в процессе разработки футера, необходимо иметь четкое понимание того, как должен выглядеть «подвал» сайта.
Основные компоненты
- Формат футера в основном зависит от общего дизайна сайта.
- В процессе создания «подвала» стоит помнить о смартфонах и планшетах. Он должен быть адаптирован как для десктопной, так и для мобильной версии. Также не стоит забывать о мобильных приложениях.
- Если это необходимо, разработчик может создать несколько вариантов футера для различных страниц.
Дизайн
- При разработке футера стоит учитывать его размер и число основных элементов. Их необходимо размешать с учетом важности и полезности для пользователей. Например, контактные данные обычно размещаются в правом углу или в центре «подвала».
- Футер можно прикрепить к нижней части окна браузера, тем самым «зафиксировав» его при прокрутке. Такое оформление «подвала» не очень нравится пользователям, а потому используется крайне редко.
Дополнительные элементы
- Основным современным трендом в процессе разработки футера является вставка социальных кнопок и подписок на страницу в соцсетях.
- В «подвале» можно разместить карты и другие полезные сервисы.
- Необходимо соблюдать общий стиль сайта. Перед тем как создавать собственный футер, веб-дизайнер может познакомиться с шаблонами в WordPress, изучить работы других сайтов или разработать собственное решение с нуля.